ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПАНЕВИНОЙ ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВНЫ

Методические рекомендации по реализации модели сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ

 Содержание: 

1.Основные особенности и механизмы реализации модели сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ 

2.Технология реализации модели сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ 

3.Основные требования к сетевому образовательному проект.у 

4. Практика осуществления сетевых образовательных проектов в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ по различным направленностям дополнительного образования детей 

5.Методическая разработка совместного мероприятия в рамках сетевого образовательного проекта.

6. Основные механизмы внедрения модели сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ.

             Стремительные изменения, происходящие в мире, в обществе формируют вызовы современному образованию и по-новому обозначают вопросы сохранения и развития успешных традиций в области дополнительного образования, стимулируют использование преимуществ системы дополнительного образования детей и поиск новых подходов и средств к его развитию. Именно поэтому Концепция развития дополнительного образования детей ориентирует нас на создание оптимальных условий свободного выбора деятельности каждым ребенком, его творческого самовыражения и самореализации. Для достижения этой цели важно решить задачи межведомственной кооперации и интеграции ресурсов, в том числе за счет осуществления сетевого взаимодействия организаций различного типа и ведомственной принадлежности. Сетевое взаимодействие как способ совместной деятельности действительно дает новые возможности для самореализации и саморазвития всех участников образовательного процесса. С одной стороны, слагаемые успеха  модели сетевого взаимодействия с различными образовательными организациями - в сочетании с использованием возможностей межведомственного взаимодействия и социального партнерства. С другой стороны, мы определили эффективный механизм взаимодействия в рамках данной модели как сетевой образовательный проект, в рамках которого четко прописываются распределенные ресурсы, координационные структуры, определяются направления деятельности, роли и функции сетевых, межведомственных и социальных партнеров, проектируются ожидаемые результаты для всех участников взаимодействия, обозначен план совместных мероприятий на всех этапах проекта. При этом межведомственное взаимодействие и социальное партнерство с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, общественными организациями, экологическими службами, негосударственными организациями, предприятиями, научными центрами направлено на усиление эффектов сетевого взаимодействия с образовательными организациями и на преодоление рисков, возникающих при его использовании. Сетевые образовательные проекты возможно реализовать в любой направленности дополнительного образования детей, с различными организациями и на любом уровне. Сетевые образовательные проекты с учреждениями высшего и среднего профессионального образования расширяют возможности педагога для построения индивидуального маршрута учащегося, и прежде всего, за счет совместного использования организационных, материальнотехнических, воспитательных и образовательных ресурсов и профориентационного потенциала вуза или колледжа. Учащийся и педагог получают возможность спроектировать перспективы профессионального будущего. Наиболее востребованные формы совместных мероприятий в рамках такого взаимодействия – организация и проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, научно-исследовательских конференций, творческие встречи, мастер-классы, выставки, совместные акции и творческие проекты. Третье слагаемое успеха сетевого взаимодействия – в соблюдении технологии сетевого образовательного проекта. Проект начинается с появления потребности в объединении усилий для решения определенной образовательной проблемы. На основе анализа имеющихся и необходимых ресурсов определяются возможные сетевые, межведомственные и социальные партнеры. Надежных партнеров объединяет общая цель, общая заинтересованность в решении тех или иных образовательных задач.  Объединяющая цель, задачи, направления и формы совместной деятельности, потребности, права и обязанности, объединяемые ресурсы, координаторы взаимодействия от каждой стороны закрепляются в договорах о сетевом взаимодействии и сотрудничестве с партнерами. При необходимости создаются координационный совет проекта, творческие группы. На следующем этапе составляется общий сетевой план проекта, в котором прописываются все мероприятия по направлениям деятельности, определяются сроки, ответственные от каждой из сторон, распределяются функции организаций-партнеров. Самое важное на этом этапе - согласовать сетевой план со всеми участниками и спрогнозировать оптимальные сроки выполнения. Партнеры должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности. Совместное мероприятие в рамках проекта имеет свои особенности. Его отличает сетевой характер, который на практике отражает все аспекты совместного использования объединяемых ресурсов. Как показывает опыт, такому мероприятию нужна более тщательная и объемная предварительная подготовка. Знание, мотивация и готовность к внедрению и созданию инновационных педагогических продуктов, проявление профессиональной инициативы, владение информационно-коммуникационными технологиями характеризуют современного педагога. Совместно с РГПУ им. А.И. Герцена и Институтом управления образованием РАО, при поддержке Комитета по образованию Дворец стал организатором Открытого городского конкурса сетевых образовательных проектов. В 2016-2017 учебном году на конкурс, который второй год проходит на нашей базе, были представлены 19 проектов педагогов УДОД, ОДОД школ, дошкольных учреждений Санкт-Петербурга и г. Кондопога (Республика Карелия), а также 9 методических разработок в номинации «Лучшая методическая разработка совместного мероприятия в рамках сетевого образовательного проекта». По итогам конкурса издан сборник лучших сетевых образовательных проектов и методических разработок совместных мероприятий. Опыт использования различных моделей сетевого взаимодействия в дополнительном образовании детей подтверждает, что его эффективность открывает новые, качественно иные возможности для обеспечения вариативности реализуемых образовательных программ, для реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося, для расширения возможностей проявления интеллектуальных, творческих способностей и личностных качеств детей, для создания условий их профессионального самоопределения, для взаимодействия с родителями, для формирования инновационной культуры педагога, его творческого и профессионального роста. В качестве эффектов реализации экспериментальной работы можно выделить рост числа коллективных разработок участников сетевого взаимодействия, активизацию участия детей и педагогов в проектной деятельности, в том числе в сетевых образовательных проектах; значительный рост числа образовательных достижений учащихся, числа победителей фестивалей, конкурсов, олимпиад различного уровня; формирование сетевой организационной структуры; развитие системы общественной экспертизы результатов инновационной деятельности; появление и развитие новых форм совместных мероприятий в рамках сетевого взаимодействия; развитие форм групповой рефлексии в сетевом взаимодействии, а также коллективных форм коммуникаций; активизацию сетевого взаимодействия и сотрудничества  с образовательными организациями, появление новых сетевых образовательных проектов. Литература: 1. Суртаева, Н.Н., Суртаева, О.Н. Распределённые модели сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования для обеспечения согласованного непрерывного образования педагогических и управленческих кадров // Человек и образование №1, 2016 С.95-99 2. Лукомская, М.А. Уровни сетевого взаимодействия в сфере образования: анализ и перспективы// Философия образования №3 (32).-2010.- С.-11-15 3. Василева, Е.В. Сетевой подход в организации методической работы как обеспечение непрерывности педагогического образования//http//www.itn.ru/attachment.aspx id=176285 4. Суртаева, Н.Н. Сетевое взаимодействие при организации неформального образования педагогических работников дополнительного профессионального образования // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании. Материалы 17 международной научнопрактической конференции СПб: Экспресс, 2016.-417с 5. Шилова, О.Н. Вызовы сетевому взаимодействию учреждений педагогического образования. С,7-15// Особенности и специфика сетевого взаимодействия в сфере образования СПб.: ИПООВ РАО .-2014 .- 155с./ отв. ред. С.В. Кривых 6. Глубокова, Е.Н., Кандакова, И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике //http://wiki.saripkro.ru/index.php- «Сетевое взаимодействие инновационных образовательных учреждений» 7. Патаракин, Е.Д. Школа SCRTCHH //Школьные технологии. 2019, №4.-С.-132-135

19 декабря 2021 в 13:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.