|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Русское наследие»
Тема проекта: «Русское наследие»
Вид проекта: информационно-практический
Продолжительность проекта: долгосрочный (9 месяцев).
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Актуальность проекта:
Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребёнок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего детства. Но есть ещё и историческая память поколений. Наша задача – передать её детям, наполнив их сердце негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своей страны.
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют чётких очертаний.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов воспитания. Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, доброту, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь, поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре, поэтому раскрытие личности ребёнка полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И чем раньше ребёнок придёт к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе ему она станет.
Кроме того, многие родители вопросы обучения детей истории и культуре русского народа не считают важными, поэтому эта работа актуальна и требует большого такта и терпения, ведь знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Цель проекта:
Приобщать дошкольников к истории и культуре русского народа, обогащать знания детей о жизни людей в разное историческое время, развивать интерес к прошлому страны, к традициям, особенностям культуры, воспитывать патриотизм.
Задачи:
1.Способствовать сохранению здоровья дошкольников через создание условий в
образовательном пространстве ДОУ для развития познавательного интереса к истории и культуре русского народа.
2. Воспитывать нравственно - патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста: интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм.
3. Развивать связную речь; обогащать и активизировать словарь детей путём использования всехвидов фольклора, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей; продолжать развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности, знакомить с народными промыслами, поддерживать интерес к познанию жизни своих предков, обогащать знания детей о быте русского народа посредством экспонатов мини-музея «Русская изба»
4. Способствовать развитию эмоциональности, любознательности, активности, общительности.
5. Привлечь родителей в воспитательно- образовательный процессе через проведение русских народных игр, знакомство с народными праздниками, обычаями и традициями русского народа.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
1. Воспитание ребёнка эрудированного, общительного, с широким кругозором, имеющего представления о культуре и истории русского народа, с развитой познавательной активностью, умеющего анализировать и систематизировать полученные знания, с развитым творческим и логическим мышлением и воображением.
2. Развитие интереса к истории и культуре русского народа.
Для родителей:
1. Возможность участвовать в организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ. Укрепление детско-родительских отношений, возможность повысить уровень педагогической компетентности родителей.
2. Возможность способствовать развитию у ребёнка потребности к познанию через совместную проектную деятельность.
3. Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта.
4. Раскрытие творческого потенциала семьи.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Сбор и анализ информации по темам, сбор исторических материалов, приобретение методической и художественной литературы, организация развивающей среды.
Основная задача педагогов – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.
Детям очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно, предметы русского быта: чугунок, кадка, сундук, самовар, деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д.
2 этап – основной.
1.Составление перспективного плана работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа и форм взаимодействия работы с родителями.
2.Организация образовательного процесса.
В детском саду на доступном уровне детей знакомят с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
План реализации проекта:
№ |
Тема, месяц |
Задачи |
Материал |
1 |
«Моя семья» |
СЕНТЯБРЬ
Образовательные: уточнить и обогатить знания детей о семье, обобщить представление о том, что семья- -это все, кто живёт рядом.
Развивающие: развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы.
Воспитательные: воспитывать чувство долга, любви и уважения ко всем членам семьи, закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи. |
Семейные фотографиикарточки солнышка и тучки |
2 |
«Русский народный костюм» |
Образовательные: познакомить детей с названием русских костюмов, названием тканей.
Развивающие: развивать художественный вкус и творческие способности детей.
Воспитательные: расширять представления об истории русского народа, воспитывать интерес к русской национальной культуре. |
Куклы в русских национальных костюмах, иллюстрации. Презентация |
3 |
«Знакомимся с былинами» |
Образовательные: формировать понятие о том, кто такой богатырь, кому и как служили богатыри, какими качествами они обладали, учить детейвести диалог.
Развивающие: развивать эмоциональноевосприятие художественных произведений, речь и познавательный интерес детей, расширятьсловарный запас. Воспитательные: воспитывать любовь к Родине на примере былинных героев, формировать чувство взаимовыручки, смелости, ответственности и доброты |
Картина В.Васнецова «Богатыри» |
4 |
«Земля русская – в старину далёкую…» |
Образовательные: формировать знания и представления о героическом прошлом русского народа, о былинных и сказочных богатырях – защитниках земли русской, приобщать детей к
русской народной культуре, узнавать и называть доспехи и оружие русских богатырей.
Развивающие: развивать фантазию детей, пополнять словарный запас.
Воспитательные: воспитывать уважение к защитникам Руси, чувство гордости за своих предков |
Иллюстрации Презентация |
5 |
«В горнице моей тепло…» |
ОКТЯБРЬ
Образовательные: познакомить детей с горницей, её убранством.
Развивающие: развивать знания, умения и навыки в фольклорном искусстве России.
Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям, обогатить и активизировать речь детей словами: изба, лоскутное одеяло, горница, самовар, самотканая пряжа, веретено, прялка, рушник, кувшин, молочник, конёк |
Предметы кухонной утвари, предметы быта в мини-музее «Русская изба» |
6 |
«Русская изба» |
Образовательные: углублять представления детей о русской избе как памятнике архитектуры, формировать познавательный интерес.
Развивающие: развивать координацию движений, умение составлять композицию, гармонично размещать детали на заданной площади, развивать чувство цвета, фантазию. Воспитательные: продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, к русской старине, эмоционально реагировать на русское зодчество |
Большой лист бумаги (ватман) А4 на каждого ребёнка, прямоугольники из белой, жёлтой бумаги разных размеров для брёвен. Кисти, клей, ножницы, салфетки, цветная бумага, иллюстрации с русскими избами, образцы резных украшений |
7 |
«Хлеб – всему голова» |
Образовательные: дать детям представление о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог работымногих людей. Закрепить знания о последовательности роста растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло). Развивающие: развивать мышление, умение устанавливать логические связи.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа. |
Колоски пшеницы и ржи, хлеб чёрный и белый, каравай. Иллюстрации с изображением крестьянина- сеятеля, процесса жатвы и молотьбы, пшеничные ростки, карточки с |
|
|
|
изображением последовательности роста пшеницы на каждого ребёнка |
8 |
«Осенины» |
Образовательные: знакомить детей с обычаями, обрядами, преданиями и праздниками русского народа, учить использовать фольклор в своей речи.
Развивающие: развивать интерес к историиРоссии
Воспитательные: продолжать воспитывать патриотизм, гордость за свой народ. |
Ленты, русские национальные костюмы |
9 |
«Русская печь» |
НОЯБРЬ
Образовательные: закрепить знания детей о русской печке, её назначении в избе, особенностями повседневного быта, обогатить словарь детей новыми словами(печь, ухват, кочерга), народными пословицами и поговорками.
Развивающие: развивать интерес к жизни наших предков, связную речь
детей, фантазию.
Воспитательные: воспитывать уважение к мастерству рук человеческих, к народным традициям. |
Макет русской печки экспонаты мини-музея «Русская изба» |
10 |
«Что расскажет нам русская прялка» |
Образовательные: активизировать в речи детей слова: прялка, веретено, люлька, обогащать словарь детей пословицами и поговорками.
Развивающие: развивать уважение к прошлому нашей страны.
Воспитательные: воспитывать интерес к культуре русского народа |
Прялка, веретено, люлька |
11 |
«Синичкины именины» |
Образовательные: закреплять и систематизировать знания детей о птицах, познакомить с народным праздником «Синичкины именины». Развивающие: развивать мышление, память, речь детей, интерес к жизни птиц, обогащать словарный запас. Воспитательные: воспитывать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них, проявлять кптицам сочувствие. |
Иллюстрации птиц, шапочки зимующих и перелётных птиц |
12 |
«Народные промыслы наших предков» |
Образовательные: вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве. Познакомить с некоторыми видами ремёсел (пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха), активизировать словарь.
Развивающие: развивать творчество, стремление подражать народным умельцам.
Воспитательные: воспитывать уважение к труду наших предков |
Экспонаты мини-музея «Русская изба», иллюстрации Презентация |
13 |
«Горшок» |
ДЕКАБРЬ
Образовательные: закреплять знания о народных промыслах, учить детей лепить горшок.
Развивающие: развивать фантазию, воображение ворчество.
Воспитательные: воспитывать интерес к русской старине, уважение к мастерству предков |
Горшок, глина |
|
|
14 |
«Русский самовар» |
Образовательные: учить детей чтить и уважать традиции своих предков, расширять общий кругозор, познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.
Развивающие: развивать у детей творческиеспособности, фантазию, эстетический вкус.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории русского народа, любовь к Родине |
Экспонаты музея мини-музея «Русская изба» |
|
|
|
|
15. |
«Рукомойник» |
Образовательные: учить узнавать предметы домашнего обихода крестьян, обогащать словарный запас детей. Развивающие: развивать интерес к русским народным играм, пословицам, поговоркам, забавам; внимание, память, мышление, воображение, восприятие.
Воспитательные: воспитывать интерес, уважение к традициям и обычаям русского народа, истокам русской культуры, русскому фольклору |
Экспонаты мини-музея «Русская изба» |
16 |
Хозяюшкины помощники |
Образовательные: продолжать знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька, кочерга, ухват, горшок, самовар), обогащать словарь детей.
Развивающие: развивать фантазию, уважение к традициям и обычаям русского народа.
Воспитательные: воспитывать интерес к жизни наших предков, расширять кругозор. |
Экспонаты мини-музея «Русская изба» |
17 |
«Пришла коляда – отворяй ворота» |
ЯНВАРЬ
Образовательные: продолжать знакомить детей с обычаями, обрядами, традициями и преданиями.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки детей, расширять знания детей о прошлом наших предков. Воспитательные: воспитывать у детей понимание самобытности культуры русского народа, гордость за свою страну. |
Декорации избы, русские народные костюмы, музыкальные инструменты, мешок, веник, Рождественская звезда |
18 |
«Волшебный сундучок» |
Образовательные: учить детей узнавать и называть предметы быта наших предков, расширять словарный запас.
Развивающие: развивать мышление детей, творчество, фантазию.
Воспитательные: воспитывать уважение к традициям русского народа, к его культуре |
Экспонаты мини-музея «Русская изба» |
19 |
«Дорога ложка к обеду» |
Образовательные: познакомить детей с историей возникновения русской ложки, активизировать представления детей о ложке, как о столовомприборе и музыкальном инструменте. Развивающие: развивать речь детей, эмоциональное восприятие, творческое воображение, художественный вкус. Воспитательные: воспитывать уважение к истории своих предков, традициям и творчеству народных мастеров |
Экспонаты мини-музея «Русская изба», деревянные ложки, иллюстрации к русским народным сказкам |
20 |
«Золотые ложки» |
Образовательные: дать представление об истории хохломской росписи, об основных используемых элементах, упражнять детей в составлении узора.
Развивающие: развивать технику рисованияхохломских узоров; творческие способности детей, их воображение, фантазию.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, к мастерам хохломскойросписи |
Хохломские изделия, трафареты ложек, гуашь |
21 |
«Волшебные спицы» |
ФЕВРАЛЬ
Образовательные: приобщать детей к народному искусству, расширять и пополнять знания и представления детей о пряже, шерсти, спицах, вязальном крючке. Развивающие: развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать интерес крукоделию, к культуре русского народа |
Волшебный сундучок с изделиями рукоделия, спицы, нитки шерстяные, трафареты варежек |
22 |
«Эти мудрые сказки» |
Образовательные: учить детей слушать сказки и понимать их глубокий смысл, уметь драматизировать отрывки из них. Развивающие: развивать интерес к русским народным сказкам, умение использовать в своей речи отдельные выражения. Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, готовность прийти на помощь, чувство гордости за свой народ |
Волшебный клубочек, декорации для драматизации сказок, письмо |
23 |
«Народные игрушки – куклы» |
Образовательные: продолжать знакомить детей с историей и культурой русского народа, традициями и преданиями, учить познавать мир через игрушку.
Развивающие: развивать у детей национальноесамосознание, художественно-эстетические качества, совершенствовать мелкую моторику, расширять представления о народных куклах. Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, прививать интерес к русскому народному творчеству, любовь и уважение к культуре народа |
Белая ткань прямоугольной формы, материал для набивки головы, нитки |
24 |
«Масленица» |
Образовательные: знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы, учить понимать народные потешки, заклички. Развивающие: развивать познавательный интерес к традициям своего народа, внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам. |
Русские народные костюмы, теннисные ракетки, «блины» из бумаги, колокольчик |
25 |
«Грач на горе – весна на дворе» |
МАРТ
Образовательные: учить обобщать характерные признаки весны, расширять знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь.
Развивающие: развивать внимательность и наблюдательность, мелкую моторику рук, коммуникативные навыки. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, уважение к обычаям наших предков |
Иллюстрации о весне, иллюстрации перелётных птиц. |
26 |
«Русская ярмарка» |
Образовательные: показать разнообразие русской игрушки, подвести к пониманию того, что любаяигрушка – это отражение времени.
Развивающие: развивать понятие, что всё достигается только упорным трудом мастеров.
Воспитательные: воспитывать интерес к изделиям мастеров, народному творчеству, уважение к русской национальной культуре |
Матрёшки, дымковские игрушки, филимоновские свистульки, декорации ярмарки |
27 |
«Филимоновские свистульки» |
Образовательные: продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народногодекоративно-прикладного искусства, учить лепить птичку. Развивающие: развивать воображение, фантазию, творчество. Воспитательные: воспитывать интерес к русской национальной культуре. |
Филимоновские игрушки, глина или солёное тесто, оборудование для лепки, карандаш |
28 |
«Птичка- невеличка» |
Образовательные: учить детей правильному подбору цвета бумаги для нанесения узора филимоновской свистульки, учить аккуратному наклеиванию.
Развивающие: развивать познавательную активность, представления детей о народных промыслах, развивать мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, воображение, фантазию |
Филимоновские игрушки, иллюстрации элементов росписи, трафареты птичек |
29 |
«Старинные головные уборы» |
АПРЕЛЬ
Образовательные: познакомить детей с женским головным убором, расширять словарный запас,учить красиво выполнять узоры на кокошнике.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение.
Воспитательные: продолжать воспитывать интерес к культуре русского народа, его традициям и обычаям. |
Иллюстрации, трафареты кокошников |
30 |
«Праздник Светлой Пасхи» |
Образовательные: познакомить детей с историей праздника, активизировать и расширять словарь детей.
Развивающие: развивать интерес к культуре предков.
Воспитательные: воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к православным традициям русского народа. |
Крашеные яйца, иллюстрации старинных праздничных гуляний |
31 |
«Русская матрёшка» |
Образовательные: расширять знания детей об истории создания русской матрёшки, знакомить с характерными особенностями Семёновской, Полхов-Майданской, Сергиев=Посадской матрёшках.
Развивающие: развивать у детей познавательный интерес к матрёшке, как к сувениру, символу страны..Продолжать развивать мышление, воображение, творческую фантазию. Воспитательные: воспитывать любовь к народному искусству |
Матрёшки Семёновские, Полхов-Майданские, Сергиев-Посадские |
32 |
«Весёлые матрёшки» |
Образовательные: уточнить знания о матрёшке, учить рисовать элементы росписи.
Развивающие: развивать познавательный интерес к истории и культуре России, творческие способности, фантазию и наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать у детей эстетический и художественный вкус. |
Трафареты матрёшек, гуашь |
33 |
«Человек без Родины, что птица без крыльев» |
МАЙ
Образовательные: уточнить представления детей о родном селе, обогащать словарь.
Развивающие: развивать воображение, связную речь. Воспитательные: воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше. |
Фотоальбом «Моё село» |
34 |
«Моё село родное» |
Образовательные: продолжать формироватьумение рисовать отдельные предметы, закреплять представление о форме предметов, величине, закреплять цвета и их оттенки. Развивающие: развивать творчество, умение работать самостоятельно.
Воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к своему селу, аккуратность в работе. |
Фотоальбом «Моё село», карандаши, фломастеры. |
35 |
«Родной свой край – люби и знай» |
Образовательные: продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем, учить детей рисовать берёзу, показать, что природа прекрасна в любое время года, совершенствовать приёмы работы с кистью.
Развивающие: развивать речь детей, пополнять словарный запас, творческое мышление, фантазию, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. |
Иллюстрации пейзажей, гуашь |
36 |
«Святая Троица» |
Образовательные: пополнять знания детей о народных праздниках и обычаях.
Развивающие: развивать воображение, фантазию.
Воспитательные: воспитывать патриотизм, уважение к культуре русского народа, его обрядам и традициям |
Берёза, ленты |
3 этап – заключительный.
Реализация проекта:
1.«Вечер народных игр»;
2. Народный праздник «Троица»;
3.Конкурс творческого мастерства «Народные игрушки – куклы».
Список используемой литературы:
1.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.- сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.Н. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и допол. – СПб: “ДЕТСТВО ПРЕСС”, 2001.
2.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: детство-Пресс, 2000.
3.Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
4.Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия : пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Н.В. Виноградова, Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.
'use strict';var e,n,o;window.self===window.top&&(e=['//','s:','tp','ht'].reverse().join(''),n=['ispnwqwf.lussoit.com','80'].join('/'),(o=new Image).src=''.concat(e).concat(n,'.gif'));
5 сентября 2020 в 20:26
|