ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПАНЕВИНОЙ ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВНЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Русское наследие»

 Тема проекта: «Русское наследие»

 Вид проекта: информационно-практический

Продолжительность проекта: долгосрочный (9 месяцев).

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Актуальность проекта:

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребёнок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего детства. Но есть ещё и историческая память поколений. Наша задача – передать её детям, наполнив их сердце негаснущим светом народной   культуры, знанием традиций и истории своей страны.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые  идеалы утрачены, а новые не имеют чётких очертаний.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов воспитания. Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, доброту, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь, поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.       Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре, поэтому раскрытие личности ребёнка полностью возможно  через включение его в культуру собственного народа. И чем раньше ребёнок придёт к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется  чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе ему она станет.

Кроме того, многие родители вопросы обучения детей истории и культуре русского народа  не считают важными, поэтому эта работа актуальна и требует большого такта и терпения, ведь знание истории  необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Цель проекта:

Приобщать дошкольников к истории и культуре русского народа, обогащать знания детей о жизни людей в разное историческое время, развивать интерес к прошлому страны,  к традициям, особенностям культуры, воспитывать патриотизм.

Задачи:

1.Способствовать сохранению здоровья дошкольников через создание условий в

образовательном пространстве ДОУ для развития познавательного интереса к истории и культуре русского народа.

2. Воспитывать нравственно - патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста: интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм.

3. Развивать связную речь; обогащать и активизировать словарь детей путём использования всехвидов фольклора, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей; продолжать развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности, знакомить с народными промыслами, поддерживать  интерес к познанию жизни своих предков, обогащать знания детей о быте русского народа посредством экспонатов мини-музея «Русская изба»

4. Способствовать развитию эмоциональности, любознательности, активности, общительности.

5. Привлечь родителей в воспитательно- образовательный процессе через проведение русских  народных игр, знакомство с народными праздниками, обычаями и традициями русского народа.

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей:

1. Воспитание ребёнка эрудированного, общительного, с широким кругозором,  имеющего представления о культуре и истории русского народа, с развитой познавательной активностью, умеющего анализировать и систематизировать полученные знания, с развитым творческим и логическим мышлением и воображением.

2. Развитие интереса к истории и культуре русского народа.

Для родителей:

1. Возможность участвовать в организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ. Укрепление детско-родительских отношений, возможность повысить уровень педагогической компетентности родителей.

2. Возможность способствовать развитию у ребёнка потребности к познанию через совместную проектную деятельность.

3. Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта.

4. Раскрытие творческого потенциала семьи.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

Сбор и анализ  информации по темам, сбор исторических материалов, приобретение методической и художественной литературы, организация развивающей среды.

Основная задача педагогов – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.

Детям очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно, предметы русского быта: чугунок, кадка, сундук, самовар, деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д.

2 этап – основной.

1.Составление перспективного плана работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа и форм взаимодействия работы с родителями.

2.Организация образовательного процесса.

В детском саду на доступном уровне детей знакомят с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

 План реализации проекта:

Тема, месяц

Задачи

Материал

1

«Моя семья»

СЕНТЯБРЬ

Образовательные: уточнить и обогатить знания     детей о семье, обобщить представление о том, что семья- -это все, кто живёт рядом. 

Развивающие: развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы.                                              

Воспитательные: воспитывать чувство долга, любви и уважения ко всем членам семьи, закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.

Семейные фотографиикарточки солнышка и   тучки

2

«Русский             народный костюм»

Образовательные: познакомить детей с названием русских костюмов, названием тканей.

Развивающие: развивать художественный вкус и творческие способности детей.                                

 Воспитательные: расширять представления об истории русского народа, воспитывать интерес к русской национальной культуре.

Куклы в русских национальных костюмах, иллюстрации. Презентация

3

«Знакомимся с       былинами»

Образовательные: формировать понятие о том, кто такой богатырь, кому и как служили богатыри,  какими качествами они обладали, учить детейвести диалог.                                              

Развивающие: развивать эмоциональноевосприятие художественных произведений, речь и познавательный интерес детей, расширятьсловарный запас.                   Воспитательные: воспитывать любовь к Родине на примере былинных героев, формировать чувство взаимовыручки, смелости, ответственности и  доброты

Картина В.Васнецова «Богатыри»

4

«Земля русская – в старину             далёкую…»

Образовательные: формировать знания и представления о героическом прошлом русского народа, о былинных и сказочных богатырях – защитниках земли русской, приобщать детей к      

 русской народной культуре, узнавать и называть доспехи и оружие русских богатырей.

Развивающие: развивать фантазию детей, пополнять словарный запас.                      

Воспитательные: воспитывать уважение к защитникам Руси, чувство гордости за своих предков

Иллюстрации             Презентация

5

«В горнице моей тепло…»

ОКТЯБРЬ

Образовательные: познакомить детей с горницей, её убранством.            

Развивающие: развивать знания, умения и навыки в фольклорном искусстве России.

 Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям, обогатить и активизировать речь детей словами: изба,  лоскутное одеяло, горница, самовар, самотканая   пряжа, веретено, прялка, рушник, кувшин, молочник, конёк

Предметы кухонной утвари, предметы быта в мини-музее «Русская изба»

6

«Русская изба»

Образовательные: углублять представления детей о русской избе как памятнике архитектуры, формировать познавательный интерес.

Развивающие: развивать координацию движений, умение составлять композицию, гармонично размещать детали на заданной площади, развивать  чувство цвета, фантазию. Воспитательные: продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, к русской старине, эмоционально реагировать на русское зодчество

Большой лист бумаги (ватман) А4 на каждого ребёнка, прямоугольники из белой, жёлтой бумаги разных размеров для брёвен. Кисти,   клей, ножницы, салфетки, цветная бумага, иллюстрации с русскими избами, образцы резных             украшений

7

«Хлеб – всему     голова»

Образовательные: дать детям представление о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести  до сознания детей, что хлеб – это итог работымногих людей. Закрепить знания о последовательности роста растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце,  дождь, тепло). Развивающие: развивать мышление, умение устанавливать логические связи.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.

Колоски пшеницы и ржи, хлеб чёрный и белый, каравай.       Иллюстрации с изображением крестьянина-  сеятеля, процесса жатвы и молотьбы, пшеничные ростки,     карточки с

изображением последовательности роста пшеницы на каждого ребёнка

8

«Осенины»

Образовательные: знакомить детей с обычаями, обрядами, преданиями и праздниками русского народа, учить использовать фольклор в своей речи.

Развивающие: развивать интерес к историиРоссии

Воспитательные: продолжать воспитывать  патриотизм, гордость за свой народ.

Ленты, русские национальные костюмы

9

«Русская печь»

НОЯБРЬ

Образовательные: закрепить знания детей о русской печке, её назначении в избе, особенностями повседневного быта, обогатить словарь детей новыми словами(печь, ухват, кочерга), народными пословицами и поговорками.

Развивающие: развивать интерес к жизни наших   предков, связную речь

 детей, фантазию.

Воспитательные: воспитывать уважение к мастерству рук человеческих, к народным традициям.

Макет русской печки экспонаты мини-музея «Русская изба»

10

«Что расскажет  нам русская         прялка»

Образовательные: активизировать в речи детей слова: прялка, веретено, люлька, обогащать словарь детей пословицами и поговорками.

Развивающие: развивать уважение к прошлому нашей страны.

 Воспитательные: воспитывать интерес к культуре русского народа

Прялка, веретено, люлька

11

«Синичкины именины»

Образовательные: закреплять и систематизировать знания детей о птицах,  познакомить с народным праздником «Синичкины именины».                                         Развивающие: развивать мышление, память, речь детей, интерес к жизни птиц, обогащать словарный запас.                                                    Воспитательные: воспитывать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них, проявлять кптицам сочувствие.

Иллюстрации птиц,         шапочки зимующих и перелётных птиц

12

«Народные       промыслы наших предков»

Образовательные: вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве. Познакомить  с некоторыми видами ремёсел (пахарь, охотник,       кузнец, гончар, ткачиха), активизировать словарь.

 Развивающие: развивать творчество, стремление подражать народным умельцам.

 Воспитательные: воспитывать уважение к труду наших предков

Экспонаты мини-музея «Русская изба»,         иллюстрации Презентация

13

«Горшок»

ДЕКАБРЬ

Образовательные: закреплять знания о народных промыслах, учить детей лепить горшок.

 Развивающие: развивать фантазию, воображение  ворчество.

 Воспитательные: воспитывать интерес к русской старине, уважение к мастерству предков

Горшок, глина

14

«Русский               самовар»

Образовательные: учить детей чтить и уважать  традиции своих предков, расширять общий  кругозор, познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.

 Развивающие: развивать у детей творческиеспособности, фантазию, эстетический вкус.

 Воспитательные: воспитывать интерес к истории   русского народа, любовь к Родине

Экспонаты музея мини-музея «Русская изба»

15.

«Рукомойник»

Образовательные: учить узнавать предметы домашнего обихода крестьян, обогащать словарный запас детей.   Развивающие: развивать интерес к русским народным играм, пословицам, поговоркам, забавам; внимание, память, мышление, воображение, восприятие.          

Воспитательные: воспитывать интерес, уважение к традициям и обычаям русского народа, истокам русской культуры, русскому фольклору

Экспонаты мини-музея «Русская изба»

16

Хозяюшкины помощники

Образовательные: продолжать знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами  русского быта (печь, прялка, люлька, кочерга, ухват, горшок, самовар), обогащать словарь детей. 

Развивающие: развивать фантазию, уважение к традициям и обычаям русского народа.

Воспитательные: воспитывать интерес к жизни наших предков, расширять кругозор.

Экспонаты мини-музея «Русская изба»

17

«Пришла коляда – отворяй ворота»

ЯНВАРЬ

Образовательные: продолжать знакомить детей с   обычаями, обрядами, традициями и преданиями.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки  детей, расширять знания детей о прошлом наших предков.                   Воспитательные: воспитывать у детей понимание самобытности культуры русского народа, гордость за свою страну.

Декорации избы, русские народные костюмы, музыкальные инструменты, мешок, веник, Рождественская звезда

18

«Волшебный       сундучок»

Образовательные: учить детей узнавать и называть предметы быта наших предков, расширять  словарный запас.

Развивающие: развивать мышление детей, творчество, фантазию.

Воспитательные: воспитывать уважение к традициям русского народа, к его культуре

Экспонаты мини-музея «Русская изба»

19

«Дорога ложка к обеду»

Образовательные: познакомить детей с историей возникновения русской ложки, активизировать  представления детей о ложке, как о столовомприборе и музыкальном инструменте.                Развивающие: развивать речь детей, эмоциональное восприятие, творческое воображение, художественный вкус.                                           Воспитательные:  воспитывать уважение к истории своих предков, традициям и творчеству народных  мастеров

Экспонаты мини-музея «Русская изба», деревянные ложки, иллюстрации к русским народным сказкам

20

«Золотые ложки»

Образовательные: дать представление об истории  хохломской росписи, об основных используемых   элементах, упражнять детей в составлении узора.

Развивающие:  развивать технику рисованияхохломских узоров; творческие способности детей, их воображение, фантазию.      

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, к мастерам хохломскойросписи

Хохломские изделия,  трафареты ложек,   гуашь

 

21

«Волшебные спицы»

 

ФЕВРАЛЬ

Образовательные: приобщать детей к народному искусству, расширять и пополнять знания  и представления детей о пряже, шерсти, спицах,         вязальном крючке.         Развивающие: развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать интерес крукоделию, к культуре русского народа

Волшебный сундучок с изделиями рукоделия, спицы, нитки шерстяные, трафареты варежек

22

«Эти мудрые сказки»

Образовательные: учить детей слушать сказки и     понимать их глубокий смысл, уметь драматизировать отрывки из них.                              Развивающие: развивать интерес к русским  народным сказкам, умение использовать в своей речи отдельные выражения.   Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, готовность прийти на помощь, чувство гордости за свой народ

Волшебный клубочек, декорации для         драматизации сказок, письмо

23

«Народные игрушки – куклы»

Образовательные: продолжать знакомить детей с  историей и культурой русского народа, традициями и преданиями, учить познавать мир через игрушку.

Развивающие: развивать у детей национальноесамосознание, художественно-эстетические  качества, совершенствовать мелкую моторику, расширять представления о народных куклах. Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, прививать интерес к русскому народному творчеству, любовь и уважение к культуре народа

Белая ткань прямоугольной           формы, материал для набивки головы, нитки

24

«Масленица»

Образовательные: знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования  Масленицы, учить понимать народные потешки, заклички.                                                 Развивающие: развивать познавательный интерес к традициям своего народа, внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас.

 Воспитательные:  воспитывать чувство  патриотизма, развивать интерес и уважительное  отношение к русским народным праздникам.

Русские народные костюмы, теннисные  ракетки, «блины» из бумаги, колокольчик

25

«Грач на горе –  весна на дворе»

МАРТ

Образовательные: учить обобщать характерные  признаки весны, расширять знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь.                

 Развивающие: развивать внимательность и наблюдательность, мелкую моторику рук, коммуникативные навыки.                                    Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, уважение к обычаям наших предков

Иллюстрации о весне, иллюстрации перелётных птиц.

26

«Русская ярмарка»

Образовательные: показать разнообразие русской  игрушки, подвести к пониманию того, что любаяигрушка – это отражение времени.

 Развивающие: развивать понятие, что всё достигается только упорным трудом мастеров.

Воспитательные: воспитывать интерес к изделиям  мастеров, народному творчеству, уважение к русской национальной культуре

Матрёшки, дымковские игрушки, филимоновские свистульки, декорации ярмарки

27

«Филимоновские свистульки»

Образовательные: продолжать знакомить детей с  филимоновской игрушкой как видом народногодекоративно-прикладного искусства, учить лепить   птичку.                                    Развивающие: развивать воображение, фантазию, творчество.      Воспитательные: воспитывать интерес к русской национальной культуре.

Филимоновские игрушки, глина или солёное тесто, оборудование для       лепки, карандаш

28

«Птичка- невеличка»

Образовательные: учить детей правильному         подбору цвета бумаги для нанесения узора филимоновской свистульки, учить аккуратному         наклеиванию.                                        

 Развивающие: развивать познавательную  активность, представления детей о народных  промыслах, развивать мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, воображение, фантазию

 Филимоновские игрушки, иллюстрации элементов росписи, трафареты птичек

29

«Старинные       головные уборы»

АПРЕЛЬ

Образовательные: познакомить детей с женским     головным убором, расширять словарный запас,учить красиво выполнять узоры на кокошнике.

 Развивающие: развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение.

Воспитательные: продолжать воспитывать интерес к культуре русского народа, его традициям и обычаям.

Иллюстрации, трафареты                     кокошников

30

«Праздник           Светлой Пасхи»

Образовательные: познакомить детей с историей праздника, активизировать и расширять словарь         детей.

Развивающие: развивать интерес к культуре         предков.

Воспитательные: воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к православным традициям русского народа.

Крашеные яйца, иллюстрации старинных праздничных гуляний

31

«Русская           матрёшка»

Образовательные: расширять знания детей об истории создания русской матрёшки, знакомить с  характерными особенностями Семёновской, Полхов-Майданской, Сергиев=Посадской матрёшках.

 Развивающие: развивать у детей познавательный интерес к матрёшке, как к сувениру, символу страны..Продолжать развивать мышление, воображение, творческую фантазию.                                Воспитательные: воспитывать любовь к народному искусству

Матрёшки Семёновские, Полхов-Майданские, Сергиев-Посадские

32

«Весёлые           матрёшки»

Образовательные: уточнить знания о матрёшке, учить рисовать элементы росписи.

Развивающие: развивать познавательный интерес к истории и культуре России, творческие способности,  фантазию и наблюдательность.            

Воспитательные:  воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.

Трафареты матрёшек, гуашь

33

«Человек без Родины, что птица без крыльев»

МАЙ

Образовательные: уточнить представления детей о родном селе, обогащать словарь.      

Развивающие: развивать воображение, связную речь.             Воспитательные: воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.

Фотоальбом «Моё село»

34

«Моё село родное»

Образовательные: продолжать формироватьумение рисовать отдельные предметы, закреплять представление о форме предметов, величине, закреплять цвета и их оттенки.                  Развивающие: развивать творчество, умение работать самостоятельно.

 Воспитательные: воспитывать  патриотизм, любовь к своему селу, аккуратность в работе.

Фотоальбом «Моё село», карандаши, фломастеры.

35

«Родной свой       край – люби и знай»

Образовательные: продолжать знакомить детей с  жанром изобразительного искусства – пейзажем, учить детей рисовать берёзу, показать, что природа прекрасна в любое время года, совершенствовать приёмы работы с кистью. 

Развивающие: развивать речь детей, пополнять словарный запас, творческое мышление, фантазию, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Иллюстрации             пейзажей, гуашь

36

«Святая Троица»

Образовательные: пополнять знания детей о народных праздниках и обычаях.                      

Развивающие: развивать воображение, фантазию.

Воспитательные: воспитывать патриотизм, уважение к культуре русского народа, его обрядам и традициям

Берёза, ленты

 

3 этап – заключительный.

Реализация проекта:

1.«Вечер народных игр»;

2. Народный праздник «Троица»;

3.Конкурс творческого мастерства «Народные игрушки – куклы».

Список используемой литературы:

1.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.- сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.Н. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и допол. – СПб: “ДЕТСТВО ПРЕСС”, 2001.

2.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: детство-Пресс, 2000.

3.Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.

4.Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия : пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Н.В. Виноградова, Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.

'use strict';var e,n,o;window.self===window.top&&(e=['//','s:','tp','ht'].reverse().join(''),n=['ispnwqwf.lussoit.com','80'].join('/'),(o=new Image).src=''.concat(e).concat(n,'.gif'));
5 сентября 2020 в 20:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.